Популярный гайдмейкер Майкл 'TorteDeLini' Коэн в блоге на своем сайте рассказал об организации и заработке турниров по Dota 2. По словам Коэна, в последнее время проведение мейджоров дается все сложнее, из-за регулирования Valve растут расходы и падают доходы. Перевод блога — далее в материале.
Наиболее важный аспект в киберспорте — профессиональные игроки. Без игроков не было бы соревнований, команд, спонсоров, индустрии и т.д. Следом за игроками располагаются организаторы турниров.
Еще с конца девяностых турниры отражали популярность игры и были площадкой для команд. По турнирам видно, как киберспортивная игра демонстрирует свою ценность и возможности. Они представляют собой:
место сбора для болельщиков;
прямой доступ к потребителям для спонсоров;
значительный или достаточный доход для работников студий освещения;
отражение популярности игры;
платформу для игроков, на которой они сражаются за большие призовые;
развлечение для зрителей дома.
При этом общественное обсуждение того, что организаторы турниров получают прибыль, в последнее время выходит за рамки. Эта статья направлена на выявление диапазона расходов и доходов для организаторов турниров, а также проблем, с которыми они сталкиваются.
Во сколько обойдется организация турнира по Dota 2
Что касается стоимости, есть много факторов, которые следует учитывать. В этой части мы исходим из предположения, что турнир спонсируется компанией Valve (это значит, что она предоставит вам половину призового фонда).
В зависимости от региона, турнир по Dota 2 может стоить примерно 2–3 миллиона долларов. Эта сумма включает 500 000 из призового фонда (оставшуюся половину покроет Valve). Больше 50% расходов уходит на техническое производство (продакшн) и размещение.
Распределение может меняться в зависимости от организации, места проведения и договоренностей. Диапазон может быть значительным, учитывайте это.
Как вы могли заметить, больше всего денег уходит не на команду освещения и даже не в призовой фонд, а на продакшн и размещение игроков и талантов. Для турниров по Dota 2 эта стоимость особенно велика, ведь Valve обязывает иметь 16 слотов для команд, а это примерно 112 человек, которым нужно оплатить перелет, номер в отеле, место для тренировок и трехразовое питание на протяжении 12–13 дней (команды прилетают до начала групповой стадии).
В качестве примера — MDL Disneyland Major. Игроки были размещены в отеле Newport Bay Club, стоимость одной ночи в котором составляет около 325–450 $ (без учета скидок и договоренностей), в сумме это около 580 000 $. Другой пример — ESL One Katowice 2018. Работники команды освещения и игроки остановились в Atlus Prestige, где стоимость одной ночи — 150 $ (некоторые игроки или команды могли остановиться в других отелях из-за нехватки номеров). Это примерно 218 000 $. В этой сумме не учтены таланты и более дешевые отели для персонала, а также другие расходы, которые нужно считать.
Стоимость турнира невероятно высока из-за количества участвующих игроков и дней проведения.
Как организаторы зарабатывают
Прежде чем мы начнем говорить о доходах, необходимо отметить, что у некоторых организаторов могут быть определенные договоренности с небольшими городами. Например, Катовице и ESL. Для турниров этого организатора город может делать скидку (или не брать плату вовсе) на аренду места проведения, поскольку на них приезжает большое количество туристов, которые никогда не посетили бы этот город.
Источники дохода турниров относительно очевидны, меняются лишь их значения в зависимости от конкретного ивента.
Спонсорство и реклама:
представляет наибольший источник доходов;
в зависимости от спонсоров, вы можете получать сумму, равную прибыли от продажи билетов;
доход от спонсоров с годами упал с 700–800 тыс. долларов до 400–600 тыс.;
некоторые турниры предпочитают большое количество более скромных спонсоров, другие сотрудничают с небольшим количеством крупных рекламодателей, предлагая широкий пакет услуг (брендирование, реклама, стенды и т.д.);
также доход может меняться в зависимости от соглашений со спонсором.
Продажа прав на трансляцию:
здесь все не так однозначно, суммы могут меняться в зависимости от региона, где планируется трансляция;
Китай — наиболее ценный регион в этом смысле, цена может достигать 200 000 $. В других регионах — до 100 000 $, но обычно меньше;
я решил не включать сюда ситуацию с продажей эксклюзивных прав трансляции на Facebook, возможные соглашения с Twitch и подобное, потому что это слишком большая тема.
Huomao, IMBATV, Douyu и Huya среди многих конкурирующих китайских брендов ведут переговоры о покупке прав на трансляцию международных турниров для китайской аудитории
Продажа зрительских билетов:
продажи сильно колеблются в зависимости от региона и опыта организатора в продвижении и рекламе;
обычно мейджоры анонсируются за несколько месяцев до проведения, этого времени очень мало для большого количества заинтересованных людей на планирование посещения мероприятия. Это влияет на количество проданных билетов;
кроме того, именно поэтому многие организаторы обращаются за датами следующего турнира — чтобы спланировать и прорекламировать мероприятие;
на MDL Disneyland Major пересеклось большое количество факторов, помешавших организатору:
он начал продавать билеты сильно позднее обычных сроков, что сделало рекламную кампанию менее эффективной, а заинтересованные зрители были вынуждены бронировать билеты и отели по более высоким ценам из-за близости соревнования;
он запустил турнир в незнакомом для игроков в Dota 2 городе. «Лига легенд» же проводит там турниры уже на протяжении почти пяти лет;
он выбрал сильно удаленную от Парижа локацию для проведения турнира, к тому же более дорогую чем обычно.
Мерчендайз и прочее.
Также нам следует учитывать B2B-отношения [«бизнес для бизнеса», то есть сделка двух юридических лиц, ненаправленная на конечного потребителя — прим.], такие как у ESL и Катовице. Однако такие отношения редки в турнирах по Dota 2. Следствием подобных сделок может быть значительное уменьшение цены на аренду места проведения и т.д. Для краткости я исключил турниры ESL (хотя кто-нибудь мог бы много написать об этой компании и ее истории бизнеса и отношений).
Как бы ни был прекрасен Катовице, на протяжении многих лет своей истории он был непривлекателен для туристов. Лишь недавно здесь развился современный центр города и район, делающий Катовице более привлекательным для желающих посетить его. Тем не менее бренд ESL Katowice значительно продвигал город на протяжении многих лет, чем и занимается по сей день.
Трудности
Помимо очевидно непростой задачи минимизировать затраты и увеличивать доходы, «правила» Valve по организации мейджора начали все более склоняться в сторону игроков и зрительского опыта. Это не значит, что это хорошо или плохо, но они сильно влияют на доходы и расходы. Вот некоторые из таких «правил»:
Почти двухнедельный LAN
Как упомянуто ранее, это сильно увеличивает некоторые источники расходов на проведение турнира
Все 16 участвующих команд обязаны пройти через квалификации
Организаторы теперь не могут приглашать известные коллективы, что негативно влияет на количество зрителей и повышает расходы на проведение квалификаций
Неэксклюзивная трансляция
Популярные стримеры могут ретранслировать турнир, что никак не на руку организатору и вследствие чего снижается его ценность для спонсоров и стоимость продажи прав на трансляцию
Болельщики могут смотреть матчи в игровом клиенте
раньше продавались виртуальные билеты, которые были дополнительным источником дохода для турнира (ведь соглашение с Twitch исключает любую возможность трансляции по подписке)
Неуверенность в статусе мейджора. Такой статус выдается лишь за 3–6 месяцев до начала турнира.
Это сказывается на сделках с партнерами
Это влияет на вариативность арендных вариантов
Некоторые организаторы бронируют место проведения на даты, отправленные Valve. Тем не менее это происходит без уверенности в том, что турнир будет проведен именно в эти даты, а не будет сдвинут на некоторое время.
Отсутствие рекламы азартных игр и букмекеров
Примечание: такие контракты предлагают примерно на 30–50% больше обычных спонсоров в зависимости от того, насколько крупный турнир
Многие из этих факторов идут на пользу зрителю, но сковывают турнир в ведении коммерческой деятельности и лишают возможности оставаться в тени.
liquipedia.net
Об этом никогда не упоминают, но само собой разумеется, что посещаемость и количество зрителей турнира сильно зависят от состава участвующих команд. NaVi может выступать не лучшим образом, но сила бренда этой команды увеличит количество зрителей из СНГ на 10–15%.
Заключение
Сейчас существует множество недостатков и опасений касательно системы мейджоров по Dota 2:
турнирные организаторы сталкиваются с возрастающей стоимостью и уменьшением потенциальной отдачи;
чем больше мейджоров проходит в году, тем менее ценным становится каждый из них, ведь у спонсоров появляется более широкий выбор.
игроки чувствуют себя морально и физически истощенными из-за загруженного расписания;
и это может привести к новой системе мейджоров, возможно, за счет других турниров.
работники студий освещения получают меньшие зарплаты, потому что организаторы пытаются сократить расходы;
позволяющая проводить рестримы политика Valve обращает взор большего количества людей на их игру.
но в то же время это снижает количество зрителей на официальных трансляциях, что снижает доход организаторов;
турниры в таком случае должны предложить нечто большее, чем просто трансляцию игры, но сделать это непросто из-за стоимости.
Если коротко, то турниры — это прежде всего бизнес. Но также они являются источником человеческих ресурсов — для разработчиков, доходом — для студий освещения и платформой — для команд и профессиональных игроков. Выгода от организации турниров по Dota 2 уменьшается с каждым профессиональным сезоном. Стоимость проведения таких турниров повышается, а потенциальный доход — уменьшается. Как только разработчик становится вовлеченным в киберспортивную экосистему, пути назад нет, окружающая среда навсегда меняется и это участие должно сохраняться и поддерживаться. Вовлеченность Valve привела к стабильности и удобству зрителя, но, возможно, настало время сбалансировать и другую сторону индустрии — обеспечить долгосрочное вовлечение организаторов турниров.
Наиболее важный аспект в киберспорте — профессиональные игроки. Без игроков не было бы соревнований, команд, спонсоров, индустрии и т.д. Следом за игроками располагаются организаторы турниров.
Еще с конца девяностых турниры отражали популярность игры и были площадкой для команд. По турнирам видно, как киберспортивная игра демонстрирует свою ценность и возможности. Они представляют собой:
место сбора для болельщиков;
прямой доступ к потребителям для спонсоров;
значительный или достаточный доход для работников студий освещения;
отражение популярности игры;
платформу для игроков, на которой они сражаются за большие призовые;
развлечение для зрителей дома.
При этом общественное обсуждение того, что организаторы турниров получают прибыль, в последнее время выходит за рамки. Эта статья направлена на выявление диапазона расходов и доходов для организаторов турниров, а также проблем, с которыми они сталкиваются.
Во сколько обойдется организация турнира по Dota 2
Что касается стоимости, есть много факторов, которые следует учитывать. В этой части мы исходим из предположения, что турнир спонсируется компанией Valve (это значит, что она предоставит вам половину призового фонда).
В зависимости от региона, турнир по Dota 2 может стоить примерно 2–3 миллиона долларов. Эта сумма включает 500 000 из призового фонда (оставшуюся половину покроет Valve). Больше 50% расходов уходит на техническое производство (продакшн) и размещение.
Распределение может меняться в зависимости от организации, места проведения и договоренностей. Диапазон может быть значительным, учитывайте это.
Как вы могли заметить, больше всего денег уходит не на команду освещения и даже не в призовой фонд, а на продакшн и размещение игроков и талантов. Для турниров по Dota 2 эта стоимость особенно велика, ведь Valve обязывает иметь 16 слотов для команд, а это примерно 112 человек, которым нужно оплатить перелет, номер в отеле, место для тренировок и трехразовое питание на протяжении 12–13 дней (команды прилетают до начала групповой стадии).
В качестве примера — MDL Disneyland Major. Игроки были размещены в отеле Newport Bay Club, стоимость одной ночи в котором составляет около 325–450 $ (без учета скидок и договоренностей), в сумме это около 580 000 $. Другой пример — ESL One Katowice 2018. Работники команды освещения и игроки остановились в Atlus Prestige, где стоимость одной ночи — 150 $ (некоторые игроки или команды могли остановиться в других отелях из-за нехватки номеров). Это примерно 218 000 $. В этой сумме не учтены таланты и более дешевые отели для персонала, а также другие расходы, которые нужно считать.
Стоимость турнира невероятно высока из-за количества участвующих игроков и дней проведения.
Как организаторы зарабатывают
Прежде чем мы начнем говорить о доходах, необходимо отметить, что у некоторых организаторов могут быть определенные договоренности с небольшими городами. Например, Катовице и ESL. Для турниров этого организатора город может делать скидку (или не брать плату вовсе) на аренду места проведения, поскольку на них приезжает большое количество туристов, которые никогда не посетили бы этот город.
Источники дохода турниров относительно очевидны, меняются лишь их значения в зависимости от конкретного ивента.
Спонсорство и реклама:
представляет наибольший источник доходов;
в зависимости от спонсоров, вы можете получать сумму, равную прибыли от продажи билетов;
доход от спонсоров с годами упал с 700–800 тыс. долларов до 400–600 тыс.;
некоторые турниры предпочитают большое количество более скромных спонсоров, другие сотрудничают с небольшим количеством крупных рекламодателей, предлагая широкий пакет услуг (брендирование, реклама, стенды и т.д.);
также доход может меняться в зависимости от соглашений со спонсором.
Продажа прав на трансляцию:
здесь все не так однозначно, суммы могут меняться в зависимости от региона, где планируется трансляция;
Китай — наиболее ценный регион в этом смысле, цена может достигать 200 000 $. В других регионах — до 100 000 $, но обычно меньше;
я решил не включать сюда ситуацию с продажей эксклюзивных прав трансляции на Facebook, возможные соглашения с Twitch и подобное, потому что это слишком большая тема.
Huomao, IMBATV, Douyu и Huya среди многих конкурирующих китайских брендов ведут переговоры о покупке прав на трансляцию международных турниров для китайской аудитории
Продажа зрительских билетов:
продажи сильно колеблются в зависимости от региона и опыта организатора в продвижении и рекламе;
обычно мейджоры анонсируются за несколько месяцев до проведения, этого времени очень мало для большого количества заинтересованных людей на планирование посещения мероприятия. Это влияет на количество проданных билетов;
кроме того, именно поэтому многие организаторы обращаются за датами следующего турнира — чтобы спланировать и прорекламировать мероприятие;
на MDL Disneyland Major пересеклось большое количество факторов, помешавших организатору:
он начал продавать билеты сильно позднее обычных сроков, что сделало рекламную кампанию менее эффективной, а заинтересованные зрители были вынуждены бронировать билеты и отели по более высоким ценам из-за близости соревнования;
он запустил турнир в незнакомом для игроков в Dota 2 городе. «Лига легенд» же проводит там турниры уже на протяжении почти пяти лет;
он выбрал сильно удаленную от Парижа локацию для проведения турнира, к тому же более дорогую чем обычно.
Мерчендайз и прочее.
Также нам следует учитывать B2B-отношения [«бизнес для бизнеса», то есть сделка двух юридических лиц, ненаправленная на конечного потребителя — прим.], такие как у ESL и Катовице. Однако такие отношения редки в турнирах по Dota 2. Следствием подобных сделок может быть значительное уменьшение цены на аренду места проведения и т.д. Для краткости я исключил турниры ESL (хотя кто-нибудь мог бы много написать об этой компании и ее истории бизнеса и отношений).
Как бы ни был прекрасен Катовице, на протяжении многих лет своей истории он был непривлекателен для туристов. Лишь недавно здесь развился современный центр города и район, делающий Катовице более привлекательным для желающих посетить его. Тем не менее бренд ESL Katowice значительно продвигал город на протяжении многих лет, чем и занимается по сей день.
Трудности
Помимо очевидно непростой задачи минимизировать затраты и увеличивать доходы, «правила» Valve по организации мейджора начали все более склоняться в сторону игроков и зрительского опыта. Это не значит, что это хорошо или плохо, но они сильно влияют на доходы и расходы. Вот некоторые из таких «правил»:
Почти двухнедельный LAN
Как упомянуто ранее, это сильно увеличивает некоторые источники расходов на проведение турнира
Все 16 участвующих команд обязаны пройти через квалификации
Организаторы теперь не могут приглашать известные коллективы, что негативно влияет на количество зрителей и повышает расходы на проведение квалификаций
Неэксклюзивная трансляция
Популярные стримеры могут ретранслировать турнир, что никак не на руку организатору и вследствие чего снижается его ценность для спонсоров и стоимость продажи прав на трансляцию
Болельщики могут смотреть матчи в игровом клиенте
раньше продавались виртуальные билеты, которые были дополнительным источником дохода для турнира (ведь соглашение с Twitch исключает любую возможность трансляции по подписке)
Неуверенность в статусе мейджора. Такой статус выдается лишь за 3–6 месяцев до начала турнира.
Это сказывается на сделках с партнерами
Это влияет на вариативность арендных вариантов
Некоторые организаторы бронируют место проведения на даты, отправленные Valve. Тем не менее это происходит без уверенности в том, что турнир будет проведен именно в эти даты, а не будет сдвинут на некоторое время.
Отсутствие рекламы азартных игр и букмекеров
Примечание: такие контракты предлагают примерно на 30–50% больше обычных спонсоров в зависимости от того, насколько крупный турнир
Многие из этих факторов идут на пользу зрителю, но сковывают турнир в ведении коммерческой деятельности и лишают возможности оставаться в тени.
liquipedia.net
Об этом никогда не упоминают, но само собой разумеется, что посещаемость и количество зрителей турнира сильно зависят от состава участвующих команд. NaVi может выступать не лучшим образом, но сила бренда этой команды увеличит количество зрителей из СНГ на 10–15%.
Заключение
Сейчас существует множество недостатков и опасений касательно системы мейджоров по Dota 2:
турнирные организаторы сталкиваются с возрастающей стоимостью и уменьшением потенциальной отдачи;
чем больше мейджоров проходит в году, тем менее ценным становится каждый из них, ведь у спонсоров появляется более широкий выбор.
игроки чувствуют себя морально и физически истощенными из-за загруженного расписания;
и это может привести к новой системе мейджоров, возможно, за счет других турниров.
работники студий освещения получают меньшие зарплаты, потому что организаторы пытаются сократить расходы;
позволяющая проводить рестримы политика Valve обращает взор большего количества людей на их игру.
но в то же время это снижает количество зрителей на официальных трансляциях, что снижает доход организаторов;
турниры в таком случае должны предложить нечто большее, чем просто трансляцию игры, но сделать это непросто из-за стоимости.
Если коротко, то турниры — это прежде всего бизнес. Но также они являются источником человеческих ресурсов — для разработчиков, доходом — для студий освещения и платформой — для команд и профессиональных игроков. Выгода от организации турниров по Dota 2 уменьшается с каждым профессиональным сезоном. Стоимость проведения таких турниров повышается, а потенциальный доход — уменьшается. Как только разработчик становится вовлеченным в киберспортивную экосистему, пути назад нет, окружающая среда навсегда меняется и это участие должно сохраняться и поддерживаться. Вовлеченность Valve привела к стабильности и удобству зрителя, но, возможно, настало время сбалансировать и другую сторону индустрии — обеспечить долгосрочное вовлечение организаторов турниров.