Тренер Virtus.pro Арсений 'ArsZeeqq' Усов в интервью порталу kanobu.ru рассказал, как именно киберспортивные команды подбирают себе тренера, с кем из тренеров консультировался, а также поделился ожиданиями от EPICENTER Major 2019.
О том, по каким критериям команды выбирают тренера
Решают многие факторы. Один из них — это опыт. Вряд ли бы меня позвали в VP, если бы я раньше этим не занимался. К тому моменту я уже успел поработать в Spirit, Empire, Effect. Другой фактор — мы уже были знакомы с парнями, и они знали обо всем моем карьерном пути: о достижениях, победах, неудачах.
С поиском тренера почти также, как и с поиском игрока. Плюс очень многое здесь работает на ощущениях. Например, выбирая игрока ты основываешься на том, как он играет, но знать наверняка какой он будет в общении не всегда возможно. Поэтому я вначале был на испытательном сроке, мы съездили в Гамбург и после этого поняли, что готовы работать вместе.
О сравнении тренеров в спорте и киберспорте
Такого как в спорте, что тренер самый главный и за всех все решает в киберспорте еще нет. Но игроки подсознательно хотят чего-то подобного. Они хотят разделить часть ответственности с тренером, чтобы он помогал в решении сложных моментов. Например, игроки не всегда могут говорить друг другу негативные вещи, так что сами игроки были бы рады, чтобы тренер был бы этаким «боссом», но такого, к сожалению, в киберспорте еще нет.
Например, в Virtus.pro ребята с самого начала были ко мне очень лояльно настроены. Они дали мне карт-бланш со словами: «Делай с нами что считаешь нужным, а мы посмотрим, что из этого выйдет.
О том, кто в команде принимает последнее решение
Тут все зависит от команды, у кого-то все всегда решается демократично голосованием, а у других есть более жесткая иерархия в команде.
В Virtus.pro все-таки в сложной ситуации последнее слово будет за капитаном.
О критике игроков
Это одна из причин, почему я стал тренером. Все время, когда играл в своих командах, я замечал кучу ошибок, но у меня не получалось объяснить тиммейтам, кто и где не прав. Психологически, когда ты играешь с этими людьми, у них тут же включается защитная реакция: «Ты сам ошибаешься, поэтому не имеешь права нам что-то говорить». Будучи тренером, я не нахожусь вместе с ними в игре, поэтому могу спокойно любому объяснить где и как он ошибся. И если тебя критикует тренер, то этот защитный механизм у игроков не срабатывает, и они действительно прислушиваются и начинают анализировать свои ошибки. Потом уже все вместе мы это спокойной обсуждаем.
О том, может ли стать тренером человек с 2000 ММР
Он может стать тренером, который будет следить за дисциплиной, коммуникацией. Например, в Virtus.pro все эти вещи нужны намного меньше, чем командам, в которых я был до этого. В Virtus.pro я, скорее, как 6-й игрок. С моим мнением считаются, прежде всего, в вопросах самой «Доты». Virtus.pro команда настолько высокого уровня, что все эти психологические фишки они и так знают, их не нужно этому учить. Им просто нужен, скажем такой, «Дота консультант».
Про контакты с другими киберспортивными тренерами
Когда я только начинал, я общался с Сашей «Хвостом». Он делился своим опытом и много интересных вещей рассказывал. Сейчас иногда общаюсь с тренером Complexity Kips, она как раз пример тренера вне «Доты». На афтепати я иногда к ней подхожу задать какой-нибудь вопрос. На этом, наверное, все.
Я так скажу, когда я начинал тренерскую карьеру, я был такой один, кто умеет здесь и сейчас сесть сыграть в «Доту» и при этом управлять командой.
Про ожидания от выступлений Virtus.pro на EPICENTER Major 2019
Мы точно хотим выложиться на максимум. На EPICENTER вряд ли будет много экспериментов, как, например, это было в Париже.
Если мы разберемся со всеми нашими внутрикомандными моментами, я уверен, мы сможем претендовать на самые высокие места.
О том, по каким критериям команды выбирают тренера
Решают многие факторы. Один из них — это опыт. Вряд ли бы меня позвали в VP, если бы я раньше этим не занимался. К тому моменту я уже успел поработать в Spirit, Empire, Effect. Другой фактор — мы уже были знакомы с парнями, и они знали обо всем моем карьерном пути: о достижениях, победах, неудачах.
С поиском тренера почти также, как и с поиском игрока. Плюс очень многое здесь работает на ощущениях. Например, выбирая игрока ты основываешься на том, как он играет, но знать наверняка какой он будет в общении не всегда возможно. Поэтому я вначале был на испытательном сроке, мы съездили в Гамбург и после этого поняли, что готовы работать вместе.
О сравнении тренеров в спорте и киберспорте
Такого как в спорте, что тренер самый главный и за всех все решает в киберспорте еще нет. Но игроки подсознательно хотят чего-то подобного. Они хотят разделить часть ответственности с тренером, чтобы он помогал в решении сложных моментов. Например, игроки не всегда могут говорить друг другу негативные вещи, так что сами игроки были бы рады, чтобы тренер был бы этаким «боссом», но такого, к сожалению, в киберспорте еще нет.
Например, в Virtus.pro ребята с самого начала были ко мне очень лояльно настроены. Они дали мне карт-бланш со словами: «Делай с нами что считаешь нужным, а мы посмотрим, что из этого выйдет.
О том, кто в команде принимает последнее решение
Тут все зависит от команды, у кого-то все всегда решается демократично голосованием, а у других есть более жесткая иерархия в команде.
В Virtus.pro все-таки в сложной ситуации последнее слово будет за капитаном.
О критике игроков
Это одна из причин, почему я стал тренером. Все время, когда играл в своих командах, я замечал кучу ошибок, но у меня не получалось объяснить тиммейтам, кто и где не прав. Психологически, когда ты играешь с этими людьми, у них тут же включается защитная реакция: «Ты сам ошибаешься, поэтому не имеешь права нам что-то говорить». Будучи тренером, я не нахожусь вместе с ними в игре, поэтому могу спокойно любому объяснить где и как он ошибся. И если тебя критикует тренер, то этот защитный механизм у игроков не срабатывает, и они действительно прислушиваются и начинают анализировать свои ошибки. Потом уже все вместе мы это спокойной обсуждаем.
О том, может ли стать тренером человек с 2000 ММР
Он может стать тренером, который будет следить за дисциплиной, коммуникацией. Например, в Virtus.pro все эти вещи нужны намного меньше, чем командам, в которых я был до этого. В Virtus.pro я, скорее, как 6-й игрок. С моим мнением считаются, прежде всего, в вопросах самой «Доты». Virtus.pro команда настолько высокого уровня, что все эти психологические фишки они и так знают, их не нужно этому учить. Им просто нужен, скажем такой, «Дота консультант».
Про контакты с другими киберспортивными тренерами
Когда я только начинал, я общался с Сашей «Хвостом». Он делился своим опытом и много интересных вещей рассказывал. Сейчас иногда общаюсь с тренером Complexity Kips, она как раз пример тренера вне «Доты». На афтепати я иногда к ней подхожу задать какой-нибудь вопрос. На этом, наверное, все.
Я так скажу, когда я начинал тренерскую карьеру, я был такой один, кто умеет здесь и сейчас сесть сыграть в «Доту» и при этом управлять командой.
Про ожидания от выступлений Virtus.pro на EPICENTER Major 2019
Мы точно хотим выложиться на максимум. На EPICENTER вряд ли будет много экспериментов, как, например, это было в Париже.
Если мы разберемся со всеми нашими внутрикомандными моментами, я уверен, мы сможем претендовать на самые высокие места.