Аналитик англоязычной студии Алан 'Nahaz' Бестер в интервью порталу cybersport.ru рассказал о том, чего не хватает СНГ-региону для достижения стабильных результатов, а также высказал своё мнение о том, кто может заменить MATUMBAMAN.
На мейджорах стабильные и хорошие результаты в СНГ показывает только один состав — Virtus Pro. Почему у других так не получается?
У СНГ много общего с Северной Америкой. У вас есть множество талантливых игроков, которые показывают, что они могут конкурировать как в СНГ, так и на мировом уровне. Resolut1on не исключение. У вас гораздо больше игроков, похожих на него, чем кажется. Но СНГ — это регион с большим количеством эгоистов, где не очень хорошая культура игры в пабах. Эта одна из вещей, о которой я думал, как поменять её на профессиональной сцене.
У многих команд большая часть времени индивидуальных тренировок все еще направлена на игру в пабах. Из этого вытекает множество проблем: игрокам в командах сложнее подобрать время для индивидуальных тренировок; талантливым игрокам, которые вышли из пабов, очень сложно изменить отношение и привычки, которые необходимы, чтобы достичь успеха на соревновательном уровне. Я смотрю на СНГ и Северную Америку и думаю, что нам требуются более эффективные тренировки, нужна лучшая организационная структура. Это та вещь, которая касается и других киберспортивных дисциплин.
Роль организаций очень незначительна. Игрокам сложно выбирать, как будет выглядеть состав. В 2016 году у меня состоялся долгий разговор с Solo на ESL One Frankfurt 2016, прямо перед анонсом приглашений на TI6. Алексей уже добился некоего успеха, но играл в нестабильных составах. Я несколько часов рассказывал ему, что нужно сделать: «Чтобы добиться успеха, тебе нужно опытное руководство, организация, которая не только будет слушать опытного лидера и игроков, но и предоставлять нужные ресурсы». И Solo справился. Последние несколько лет он придерживается этого пути. Но, к сожалению, из-за некоторых культурных аспектов региона остальным сложно это повторить.
Многие рассматривают майноры не как отдельный турнир, а как квалификацию к мейджорам. Тебе нравится такая система или хотел бы увидеть что-то еще в следующем сезоне?
Я думаю, мы слишком часто размышляем над тем, каким должен быть идеальный сезон. Последний сезон DPC был хорош в некоторых деталях: у нас было рекордное количество турниров, крупная зрительская база. Но балльная система появилась совсем недавно, и многим топовым командам пришлось играть на каждом турнире. К концу года коллективы переутомились. В 2019-м у нас гораздо меньше турниров.
Я думаю, концепт майноров звучит неплохо, но нужно внести некоторые правки. Нужно избавиться от того, что после гранд-финала мейджора команды сразу же играют квалификацию на следующий турнир. Это нелепо и антисоревновательно.
Я воодушевлен словами Valve, что в следующем году они будут больше участвовать в системе за пределами TI. В этом году они решили сделать некоторые правки в правилах, которые позволяют двум командам с майнора участвовать в мейджоре. Это отлично. Очень хотелось бы увидеть, чтобы топ-4 мейджора получали гарантированный инвайт на следующий турнир. Иначе на квалификациях многое зависит от того, какая команда встретится раньше других с VP или Team Secret.
Какая из команд в СНГ имеет больше всего шансов выступить на The International от нашего региона, кроме Virtus.pro?
Я очень надеюсь, что Winstrike Team. Три из пяти игроков, добравшихся до EPICENTER XL в прошлом году, отобрались на прошлогодний The International.
А еще у них есть Lil.
Он занимает второе место по проценту побед среди всех составов в истории профессиональной Dota 2. Конечно, я жду их на TI9, но им нужно быть намного стабильнее. Кроме того, я хочу увидеть
Cooman, который обладает невероятным талантом и отличными механическими способностями, но ему с трудом даются решения в мидгейме и лейтгейме. Получается так, что, допуская одну ошибку, он ошибется еще дважды. Когда в пабе ты немного тильтуешь, хороший игрок все равно найдет возможность, чтобы вернуться в игру. На профессиональной сцене после одной ошибки ты часто можешь оправиться, но еще две и три ошибки — и восстановиться после них может быть невозможно. Такого рода проблемы я вижу у приходящих игроков из регионов, в которых не очень хорошая культура пабов. Она имеет большое влияние на их переход и успех на профессиональном уровне.
Чего не хватает Natus Vincere, чтобы стать одной из стабильных команд на сцене?
NaVi находятся под большим давлением. Они — New York Yankees от мира Dota 2. Многие игроки все равно пойдут в такую команду, как Yankees, даже если они были не очень хороши в этом году. Но на игроков оказывается колоссальное давление.
Crystallize — талант мирового класса, SoNNeikO — тоже. Но кто придет и станет во главе, кто станет движущей силой команды? Эта одна из вещей, о которых говорил Solo, эта одна из вещей, которая присуща Puppey, ppd. Эти парни готовы идти на риск, брать Luna Luna саппортом в гранд-финале мейджора, зная, что если все сработает — заслуга YapzOr, а если нет — плохой драфт от Puppey. Но если ты сделаешь так, то снимешь напряжение с игроков и позволишь им просто играть в Dota 2.
И ты будешь тем, кто встретит всю критику и негативные высказывания на reddit. И ты говоришь, что все в порядке, ты проходил через это не один раз, ты справишься. Но в это же время ты должен быть уверен, что организация тебя прикроет. И это очень недооцененная часть успеха Puppey в
Secret и KuroKy в Team Liquid. В конце концов, эти ребята авторитетные, и они знают, что их организация им поможет в критический момент. А потом ты смотришь на Complexity Gaming после того, как ушёл Kyle. По сути, его выгнали три или четыре других игрока, а организация этому никак не препятствовала. И думаю, это очень опасная штука, потому что капитан по определению должен делать непопулярные решения. Я хочу, чтобы и в NaVi появился кто-то подобный, взял этих четырех талантливых игроков и начал формировать их в течение всего сезона. Для меня это то, чего не хватает NaVi.
Кого ты хочешь увидеть в качестве замены MATUMBAMAN в Team Liquid? Сейчас ходят слухи насчет w33, а некоторые кастеры говорят про Resolut1on.
Имя, которое появилось у меня в голове, — это Ace, но я надеюсь, что этого не случится и он останется в своей нынешней команде. Мне нравится то, как Ninjas in Pyjamas сейчас развиваются. Resolut1on, я думаю, был бы самым подходящим вариантом. Вспоминая прошлый сезон, все в мире ожидали, что Resolut1on вступит в OG и просто зажжет, но этого не произошло. Он на какое-то время пропал, но я уверен, что он до сих пор отличный игрок. Думаю,
w33 — интересный вариант для них.
Большой вопрос насчет w33 — осталась ли при нем привычка тренироваться. Может быть, он не всегда хорошо играет в скримах. Он не тот игрок, который постоянно будет гриндить и пытаться показывать лучшую игру, даже если у команды дела складываются не самым лучшим образом. Но если ты в команде KuroKy, то ты обязан это делать. И это одна из причин, как они добились такого успеха. Дело не в таланте игрока. Абсолютно точно, что у него достаточно таланта, чтобы вступить в команду и сыграть в ней ключевую роль. Вопрос в том, сможет ли он влиться в эту командную культуру.
На мейджорах стабильные и хорошие результаты в СНГ показывает только один состав — Virtus Pro. Почему у других так не получается?
У СНГ много общего с Северной Америкой. У вас есть множество талантливых игроков, которые показывают, что они могут конкурировать как в СНГ, так и на мировом уровне. Resolut1on не исключение. У вас гораздо больше игроков, похожих на него, чем кажется. Но СНГ — это регион с большим количеством эгоистов, где не очень хорошая культура игры в пабах. Эта одна из вещей, о которой я думал, как поменять её на профессиональной сцене.
У многих команд большая часть времени индивидуальных тренировок все еще направлена на игру в пабах. Из этого вытекает множество проблем: игрокам в командах сложнее подобрать время для индивидуальных тренировок; талантливым игрокам, которые вышли из пабов, очень сложно изменить отношение и привычки, которые необходимы, чтобы достичь успеха на соревновательном уровне. Я смотрю на СНГ и Северную Америку и думаю, что нам требуются более эффективные тренировки, нужна лучшая организационная структура. Это та вещь, которая касается и других киберспортивных дисциплин.
Роль организаций очень незначительна. Игрокам сложно выбирать, как будет выглядеть состав. В 2016 году у меня состоялся долгий разговор с Solo на ESL One Frankfurt 2016, прямо перед анонсом приглашений на TI6. Алексей уже добился некоего успеха, но играл в нестабильных составах. Я несколько часов рассказывал ему, что нужно сделать: «Чтобы добиться успеха, тебе нужно опытное руководство, организация, которая не только будет слушать опытного лидера и игроков, но и предоставлять нужные ресурсы». И Solo справился. Последние несколько лет он придерживается этого пути. Но, к сожалению, из-за некоторых культурных аспектов региона остальным сложно это повторить.
Многие рассматривают майноры не как отдельный турнир, а как квалификацию к мейджорам. Тебе нравится такая система или хотел бы увидеть что-то еще в следующем сезоне?
Я думаю, мы слишком часто размышляем над тем, каким должен быть идеальный сезон. Последний сезон DPC был хорош в некоторых деталях: у нас было рекордное количество турниров, крупная зрительская база. Но балльная система появилась совсем недавно, и многим топовым командам пришлось играть на каждом турнире. К концу года коллективы переутомились. В 2019-м у нас гораздо меньше турниров.
Я думаю, концепт майноров звучит неплохо, но нужно внести некоторые правки. Нужно избавиться от того, что после гранд-финала мейджора команды сразу же играют квалификацию на следующий турнир. Это нелепо и антисоревновательно.
Я воодушевлен словами Valve, что в следующем году они будут больше участвовать в системе за пределами TI. В этом году они решили сделать некоторые правки в правилах, которые позволяют двум командам с майнора участвовать в мейджоре. Это отлично. Очень хотелось бы увидеть, чтобы топ-4 мейджора получали гарантированный инвайт на следующий турнир. Иначе на квалификациях многое зависит от того, какая команда встретится раньше других с VP или Team Secret.
Какая из команд в СНГ имеет больше всего шансов выступить на The International от нашего региона, кроме Virtus.pro?
Я очень надеюсь, что Winstrike Team. Три из пяти игроков, добравшихся до EPICENTER XL в прошлом году, отобрались на прошлогодний The International.
А еще у них есть Lil.
Он занимает второе место по проценту побед среди всех составов в истории профессиональной Dota 2. Конечно, я жду их на TI9, но им нужно быть намного стабильнее. Кроме того, я хочу увидеть
Cooman, который обладает невероятным талантом и отличными механическими способностями, но ему с трудом даются решения в мидгейме и лейтгейме. Получается так, что, допуская одну ошибку, он ошибется еще дважды. Когда в пабе ты немного тильтуешь, хороший игрок все равно найдет возможность, чтобы вернуться в игру. На профессиональной сцене после одной ошибки ты часто можешь оправиться, но еще две и три ошибки — и восстановиться после них может быть невозможно. Такого рода проблемы я вижу у приходящих игроков из регионов, в которых не очень хорошая культура пабов. Она имеет большое влияние на их переход и успех на профессиональном уровне.
Чего не хватает Natus Vincere, чтобы стать одной из стабильных команд на сцене?
NaVi находятся под большим давлением. Они — New York Yankees от мира Dota 2. Многие игроки все равно пойдут в такую команду, как Yankees, даже если они были не очень хороши в этом году. Но на игроков оказывается колоссальное давление.
Crystallize — талант мирового класса, SoNNeikO — тоже. Но кто придет и станет во главе, кто станет движущей силой команды? Эта одна из вещей, о которых говорил Solo, эта одна из вещей, которая присуща Puppey, ppd. Эти парни готовы идти на риск, брать Luna Luna саппортом в гранд-финале мейджора, зная, что если все сработает — заслуга YapzOr, а если нет — плохой драфт от Puppey. Но если ты сделаешь так, то снимешь напряжение с игроков и позволишь им просто играть в Dota 2.
И ты будешь тем, кто встретит всю критику и негативные высказывания на reddit. И ты говоришь, что все в порядке, ты проходил через это не один раз, ты справишься. Но в это же время ты должен быть уверен, что организация тебя прикроет. И это очень недооцененная часть успеха Puppey в
Secret и KuroKy в Team Liquid. В конце концов, эти ребята авторитетные, и они знают, что их организация им поможет в критический момент. А потом ты смотришь на Complexity Gaming после того, как ушёл Kyle. По сути, его выгнали три или четыре других игрока, а организация этому никак не препятствовала. И думаю, это очень опасная штука, потому что капитан по определению должен делать непопулярные решения. Я хочу, чтобы и в NaVi появился кто-то подобный, взял этих четырех талантливых игроков и начал формировать их в течение всего сезона. Для меня это то, чего не хватает NaVi.
Кого ты хочешь увидеть в качестве замены MATUMBAMAN в Team Liquid? Сейчас ходят слухи насчет w33, а некоторые кастеры говорят про Resolut1on.
Имя, которое появилось у меня в голове, — это Ace, но я надеюсь, что этого не случится и он останется в своей нынешней команде. Мне нравится то, как Ninjas in Pyjamas сейчас развиваются. Resolut1on, я думаю, был бы самым подходящим вариантом. Вспоминая прошлый сезон, все в мире ожидали, что Resolut1on вступит в OG и просто зажжет, но этого не произошло. Он на какое-то время пропал, но я уверен, что он до сих пор отличный игрок. Думаю,
w33 — интересный вариант для них.
Большой вопрос насчет w33 — осталась ли при нем привычка тренироваться. Может быть, он не всегда хорошо играет в скримах. Он не тот игрок, который постоянно будет гриндить и пытаться показывать лучшую игру, даже если у команды дела складываются не самым лучшим образом. Но если ты в команде KuroKy, то ты обязан это делать. И это одна из причин, как они добились такого успеха. Дело не в таланте игрока. Абсолютно точно, что у него достаточно таланта, чтобы вступить в команду и сыграть в ней ключевую роль. Вопрос в том, сможет ли он влиться в эту командную культуру.