Уже много раз поднимался этот вопрос, и я уже много раз на него отвечал. Основная разница в этих устройствах как по мне в философии. Nintendo Switch - это консоль в самом прямом смысле этого слова. Тут есть эксклюзивные проекты и множество портов, и все что есть работает хорошо, пусть даже иногда с некоторыми компромиссами вроде урезания графики в особо требовательных играх. Оптимизация безусловно лучше, потому что игру "подгоняют" не только под железо Свитча, но и под его особенности, например, управление или иногда даже какие-то гиммики. Кто-то говорит, что эксы можно эмулировать и на деке, но это не совсем так. Дека хреново тянет эмуляцию Свитча. Некоторые игры работают действительно хорошо, но тяжёлые проекты со Свитча почти неиграбельны, ряд проектов не работает вовсе или имеет артефакты при эмуляции, а эмуляция проектов, завязанных на онлайн-мультиплеере или управлении движением просто не имеет смысла, так как поиграть в них все равно не получится. Для эксклюзивов Нинки однозначно нужно брать свитч.
Steam Deck - это ПК, который "притворяется" консолью. У него адаптированная и весьма приятная оболочка и запускает он игры, которые есть на ПК, а ещё эмуляторы для консольных игр тоже есть возможность установить из коробки. И это одновременно плюс и минус. Плюс - это потому что в теории запустить на нем можно что угодно и ты не ограничен библиотекой одной консоли. В теории - потому что на практике это может работать не так как надо и для запуска некоторых проектов а так же адаптации управления в них может понадобиться нехилый такой пердолинг. Чтобы как-то помочь с этим разобраться новичку, который хочет просто поиграть, есть система оценки совместимости игр. Там отмечаются игры, которые работают идеально, которые работают, но имеют некоторые проблемы и те, которые не работают вовсе. И хотя тяжёлые игры на деке как правило выглядят лучше, бывает и такое, что одна и та же игра на свитче работает даже лучше или хотя бы просто работает без проблем из-за оптимизации, даже не смотря на меньшую техническую мощность последнего. Проще говоря, у Свитча закрытая операционка, и то что для него вышло, то работает без особых проблем. У дека наоборот - это даёт лучший функционал, но не даёт гарантию стабильной работы того или иного проекта. Конечно же, есть ещё джейлбрейк, который существенно расширяет функционал Свитча и позволяет делать с ним примерно то же, что можно делать и на Деке, а Дек можно использовать только для идеально совместимых игр, но мы говорим о том, что получаем из коробки при покупки устройства.
Ещё есть разница в реализации подключения к ТВ. Так как Switch - гибридная консоль, что как бы подразумевает его использование с телевизором в качестве обычной стационарной консоли, переход из портативного режима в режим ТВ тут происходит моментально как только консоль оказывается вставленной в док - игровой процесс не прерывается, а консоль автоматом поднимает разрешение в игре. Deck ничего менять не будет, и чтобы поменять разрешение, из игры нужно выходить, а сделать это захочется, потому что разрешение экрана у него нестандартное, что кстати тоже добавляет проблем с совместимостью ряда игр, которые понимают только разрешение 16:9 (черные полосы по краям).
Ещё Deck не научили загружать игры в спящем режиме (при выключенном экране). Switch так умеет.
Что же касается эргономики, не смотря на больший размер и вес, Deck удобнее лежит в руках из коробки из-за эргономики контроллеров (речь, конечно о портативе). На Switch есть чехлы и сторонние контроллеры, которые делают его эргономику удобнее. Nintendo пришлось идти на компромисс ради гибридности, чтобы "скрестить" Wii с портативкой, поэтому стандартные контроллеры у Свитча плоские. Но при этом эстетически пластик у Свитча выглядит как бы немного побогаче что ли...